Свежие записи

Страницы

En compétition des «rencontres eropeénnes des écoles de cinemas», un jeune réalisateur russe, Oleg Filatov, nous a présenté son premier film: Boléro.

La guerre est finie, trois soldats jouent à saute-mouton. Puis, au son du Boléro de Ravel, démarre une danse traditionnelle. Image de plaines désertes, là, quelques indigènes s’amusent, la musique est encore douce. Mais progressivement, alors que le Boléro prend de plus d’ampleur, ces plans, calmes et lents, sont envahis par des images du monde moderne.

En suivant l’infernal crescendo, la drogue, la violence, les guerres, le fanatisme viennent secouer le spectateur. Par la magie du montage, qui oppose brutalement la haute-technologie du capitalisme à la misère et la famine du Tiers-Monde, nous ne pouvons qu’être choqués et dégoutés de notre civilisation. De plus la froide objectivité de ce documentaire (d’images tirées du journalisme) met en cause le spectateur, et le laisse juger ce soi-disant progrès, ce conflict perpétuel qui a entrainé les guerres et les inégalités.

Il n’est pas étonnant que l’auteur de ce film soit russe: il a suivi les theories du montage de ses pères comme Eisenstein (qui d’ailleurs a beaucoup insisté sur le rapport image-musique).

Il y avait déjà le Boléro de Ravel, il y aura désormais le Boléro de Filatov.

Mélanie Claude, 1ère Damien Marteau, Terminale.
Angers, France, 1990

Болеро

В конкурсе «Европейские встречи киношкол» молодой российский режиссёр Олег Филатов представил нам свой первый фильм «Болеро».

Война закончилась, три солдата играют в чехарду. Затем под звуки Болеро Равеля начинается традиционный танец. Вот пустынная равнина, вот развлекаются аборигены, музыка ещё тиха. Но пока постепенно набирает силу Болеро, эти кадры, спокойные, неторопливые, уступают место образам современного мира.

В сопровождении инфернального крещендо наркотики, жестокость, войны, фанатизм встряхивают зрителя. Магия монтажа, резко противопоставляющего высокотехнологичный капитализм нищете и голоду Третьего мира, внушает ужас и отвращение к нашей собственной цивилизации. Более того, холодная объективность документальных материалов (собранных журналистами) ставит зрителя в положение ответственного за происходящее и предлагает ему самостоятельно судить этот так называемый прогресс, этот бесконечный конфликт, который влечет за собой войны и неравенство.

Не удивительно, что автор фильма — русский: фильм создан под влиянием идей основателей русской традиции монтажа, например, теории монтажа Эйзенштейна (который, в том числе, подчёркивал значение связи изображение-музыка).

Прежде у нас уже было Болеро Равеля, отныне будет Болеро Филатова.

Мелани Клод
Анжер, Франция, 1990 г.

Перевод Василисы Филатовой